Андрей Коваль: Правильная организация процесса производства - это 80% результата

Андрей Коваль: Правильная организация процесса производства - это 80% результата

Харьковский тракторный завод не участвовал в крупных сельскохозяйственных выставках больше года. Предприятие лихорадило - произошла смена руководства, производственные мощности простаивали 10 месяцев, а по Харькову активно ходили слухи, что город может и вовсе потерять очередного промышленного гиганта.

Но смутные времена прошли, предприятие наконец нашло нового инвестора в лице Александра Ярославского, а с конвейера начали сходить новые машины. Не заставила себя долго ждать и первая выставка с участием обновленного ХТЗ, которой стала AgroExpo 2017 в Кропивницком.

Именно во время этого мероприятия Traktorist.ua удалось пообщаться с генеральным директором ХТЗ Андреем Ковалем, который рассказал нам о новинках завода, открытии новых рынков сбыта, а также о проблемах, с которыми предприятие столкнулось после возрождения.

Traktorist.ua: AgroExpo 2017 стала для ХТЗ первой выставкой, в которой завод принял участие за последние 1,5 года. Какими новинками вы удивили посетителей мероприятия?

Андрей Коваль: Приехали мы со своими серийными моделями ХТЗ-242 и ХТЗ-243К.20. Отличие между ними заключается в типе двигателя. ХТЗ-242 имеет двигатель ЯМЗ-238, хорошо известный нашим потребителям: старый добрый проверенный двигатель, очень дешевый, быстрый в ремонте и тому подобное. Второй трактор с более современным двигателем - ЯМЗ-536. Это уже двигатель класса Stage IIIA. В нем, если я не ошибаюсь, около 70% импортных комплектующих, по всем характеристикам он соответствует двигателю Deutz, к тому же, цена почти в два раза ниже.

Traktorist.ua: Аграрии, которые пользуются ХТЗ на двигателях Deutz, очень хорошо отзываются о них. Почему же вы снова делаете акцент на ЯМЗ?

Андрей Коваль: Мы считаем, что Deutz - один из лучших тракторных двигателей. Сами поставщики различных видов импортных моторов говорят, что Deutz конкурентов практически не имеет. Ключевой фактор здесь один - цена. Ориентировочная стоимость Deutz мощностью 250 л. с. - примерно €11 тыс. Мотор ЯМЗ-238 стоит сегодня $3,5-4 тыс. Учитывая, что стоимость трактора ХТЗ примерно $60 тыс., разница большая. Мы готовы ставить Deutz, Iveco, Volvo. Просто потребитель хочет иметь мотор, который: а) можно эффективно использовать; б) имеет приемлемую цену; в) имеет высокую ремонтоспособность.

Traktorist.ua Что чаще всего заказывают в процентном соотношении: тракторы с ЯМЗ или с двигателями зарубежного производителя?

Андрей Коваль: Тут и говорить нечего: 95% ЯМЗ против 5% зарубежных. ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 - это моторы, которые производятся уже лет 50, это проверенные двигатели. Есть хозяйства, в которых Deutz откатал 12 лет и не имел никаких проблем, а есть хозяйства, которые имели проблемы с их эксплуатацией.

Также замечу, что, используя Deutz, в отличие от двигателей ЯМЗ, нужно вовремя обращаться в сервис, заливать дорогое и качественное масло и так далее.

Traktorist.ua: Возникают ли проблемы с поставками двигателей и других комплектующих, которые не производятся на самом заводе?

Андрей Коваль: Конечно, возникают. Многое Украина не производит вообще. В частности, те же двигатели и еще очень много других комплектующих. Я сторонник того, чтобы эти производства приходили в Украину.

Traktorist.ua: Ведет ли ХТЗ переговоры, чтобы на ваши мощности перенести производство, например, двигателей Deutz?

Андрей Коваль: Это не так просто. Что такое ХТЗ? ХТЗ - это, фактически, советский завод, который производил когда-то 50 тыс. тракторов в год одной модификации, одной модели. Все оборудование настроено для производства определенной номенклатуры. Это очень специализированное оборудование, поэтому перенести на эту структуру производства новое изделие очень трудно. Нужно старые станки заменять новыми, универсальными.

В рамках нашей огромной системы сделать это очень трудно, потому что это серьезная работа и значительные инвестиции. Мы что-то поэтапно делаем, но сделать нужно еще очень много.

Traktorist.ua: Возможно ли такое, что на ХТЗ начнется сборка зарубежных моделей из машинокомплектов?

Андрей Коваль Наш сборочный конвейер позволяет сделать многое. К тому же, у нас есть площади, на которых возможно составлять разнообразные номенклатурные изделия. Но, опять же, это будет узловая сборка без серьезной локализации.

Следует отметить, что без ключевых компетенций производство техники здесь не будет иметь никакого смысла. Вы никогда не сделаете дешевый трактор, который на 100% будет состоять из покупных комплектующих. У вас, как минимум, должно быть свое заготовительное производство и ключевая компетенция, иначе на рынке вы будете неконкурентным.

Traktorist.ua: Сейчас идут какие-то переговоры по поводу такого производства?

Андрей Коваль: У нас есть уйма нерешенных вопросов и неосвоенных тракторных рынков. Есть ли смысл распыляться? Сейчас мы должны сделать наш трактор качественным, функциональным, чтобы вернуть те рынки, которые мы потеряли. Глупо будет все бросать и заниматься еще чем-то.

Traktorist.ua: Возвращаясь к собственным мощностям, сколько тракторов вы сейчас выпускаете и какие планы?

Андрей Коваль: У нас объем производства варьируется от 80 до 150 тракторов в месяц. Это для нас не составляет никаких проблем. Можем и 200 сделать. Пиковая возможность пока, если посчитать чисто трудоемкость с теми мощностями, которые есть, составляет до 180 машин.

Traktorist.ua: Трактора выпускаются на склад или каждый идет под индивидуальный заказ?

Андрей Коваль: И так, и так. У нас есть договоренности с дилерами, но и на склад также трактора поставляем. Часто бывает такое, что не в сезон можем сделать машину и разместить на складе, чтобы в сезон продать.

Traktorist.ua: Бывают эксклюзивные заказы? Например, фермер хочет розовый ХТЗ?

Андрей Коваль: Такого не было. Хотя цвет вообще не проблема. Но обычно клиенты хотят установить или убрать какие-то комплектующие.

Traktorist.ua: Какие дополнительные комплектующие для работы с технологией точного земледелия можно установить на ХТЗ?

Андрей Коваль: Например, систему курсовой устойчивости, которая упрощает процесс управления трактором; электронную систему управления гидравликой. Опять же, это все деньги. На самом деле, у нас очень хорошо укомплектован трактор, особенно по сравнению с любой импортной машиной.

Traktorist.ua: Это даже в базовой комплектации?

Андрей Коваль: Даже в базовой. Если вы посмотрите функционал импортной машины и нашей - наши даже более оснащены в возможностях гидросистемы, навески. Понятно, что импортный трактор удобнее, а некоторые процессы у него автоматизированы. Но не надо забывать, что ХТЗ стоит примерно $60 тыс., а импортный такой же мощности - $160 тыс. К тому же, наш трактор можно очень легко и доступно отремонтировать.

Traktorist.ua Если уж заговорили о ремонте, сервисные службы у вас представлены по всей территории Украины?

Андрей Коваль: Да, по всей Украине. Как собственные, так и дилерские. Кроме того, есть много несертифицированных специалистов, которые давно наладили ремонт коробок, мостов и других комплектующих. Есть мастера, которые могут отремонтировать коробку на сумму от 30 до 90 тыс. грн. Но за 90 тысяч вы получите коробку с пятилетней гарантией.

Traktorist.ua: Поговорим о рынках сбыта. В какие страны вы сейчас поставляете технику и какой процент техники идет на экспорт?

Андрей Коваль Этот процент пока не очень большой. Только начинаем эти рынки осваивать.

Наши нынешние рынки такие: страны Африки, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии. Но там все не так просто, надо еще смотреть на специфику сельского хозяйства страны. Например, Пакистан нашу технику никогда не купит - там наделы по 20 гектар и востребованы маленькие тракторы 40-50 л. То же касается и Турции. Турецким фермерам достаточно трактора мощностью 80-100 л.с. У них также маленькие поля.

Кстати, недавно мы поставили тракторы в Новую Зеландию!

Traktorist.ua: А какие именно модели?

Андрей Коваль: Нашу серийную модель - ХТЗ-242 в «пластике». Приобрел их фанат нашей техники. Это украинский эмигрант, и он продвигает технику ХТЗ в Новой Зеландии.

Кроме этого, в Казахстане мы нашли инвестора, который организует площадку для совместной сборки тракторов, а мы его обеспечиваем технической поддержкой.

Traktorist.ua Вы поставляете тракторы в Новую Зеландию, Канаду. Это - дальние страны, а ваша техника позиционируется как бюджетная. Насколько возрастает стоимость и насколько это выгодно покупателям из тех стран - везти трактора аж из Украины?

Андрей Коваль: Получается очень выгодно! С учетом транспортировки и доставки, трактор для новозеландца все равно будет стоить вдвое дешевле чем зарубежный аналог. Например, в Новую Зеландию доставка трактора обошлась в $15 тыс. Самая большая проблема там - запчасти и комплектующие. Мы 200 машин поставляли на Кубу еще в 2015-2016 г.г. Там тоже вопрос запчастей очень актуален. Вообще, поставки готовой техники без запчастей - это глупости. Поэтому мы должны обеспечить клиентов не только техникой, но и расходными материалами, запчастями. Должен быть бизнес, который занимается этим в той стране, где продается наша техника. Мы должны быть локализованы, представлены там, где рынок более-менее объемный. Поэтому это не легко.

Traktorist.ua: О производстве. Как кризис на заводе повлиял на мощность, объемы производства? Ходили слухи, что завод закрыли, оборудование вырезали, насколько это правда?

Андрей Коваль: Это полная клевета и провокация! Ни одного килограмма оборудования не было вырезано в период 2016-2017 г.г.

Traktorist.ua: А при предыдущем директоре?

Андрей Коваль: Я не буду комментировать предыдущее руководство и то, какие цеха там ликвидировали.

Traktorist.ua Как повлиял на коллектив переходный период, когда не выплачивали зарплату, когда были забастовки?

Андрей Коваль: Плохо повлиял, конечно. Предприятие простаивало, но коллектив получал зарплату. Владелец предприятия Александр Ярославский закрывал все зарплатные вопросы за свой счет. В этой ситуации удалось сохранить основных сотрудников. Конечно, часть персонала искала работу, нашла и ушла. Часть вернулась. По крайней мере, сейчас завод укомплектован всеми необходимыми специалистами.

Traktorist.ua: То есть, количественный состав работников уже удалось восстановить?

Андрей Коваль: Более того, мы считаем, что у нас до сих пор не сбалансирована структура персонала. В частности, нам не хватает рабочих основных специальностей, зато у нас избыток офисных специалистов, руководителей, инженеров и т.д. Функционально мы уже не нуждаемся в таком количестве специалистов, надо это признать. И одновременно стремимся применить простой механизм: мы хотим иметь меньше работников, но сделать так, чтобы зарплата была больше.

Traktorist.ua В будущем возможно сокращение персонала?

Андрей Коваль: Должности с непрофильными функциями будут ликвидированы. Но те должности, которые нам нужны, будут усилены. Это не сокращение, это перераспределение ресурсов.

Traktorist.ua: Возможно ли такое, чтобы один рабочий работал сразу на нескольких станках?

Андрей Коваль: У нас часто бывает, когда один рабочий обслуживает сразу несколько станков. Но станок от станка отличается. Есть универсальный токарный станок - там всего один оператор. Есть, например, зубонарезные станки - там один оператор может 8 станков обслуживать.

Мы поэтапно проводим переоснащение завода. Цель этого процесса - «сжать» завод, но ни в коем случае не потерять ключевых специалистов. Все основные операции, которые делаются на ХТЗ, надо сохранить и усилить. Сейчас мы предложили инвестору программу развития, защитили ее и продолжаем работать. Необходимо отметить, что любая программа не может быть реализована мгновенно. Для этого надо: купить станки, переместить и смонтировать оборудование, обучить персонал. А мы, кроме этого, постоянно занимаемся закрытием текущих проблем: с налоговой, с поставщиками газа, и еще с кем-то...

Traktorist.ua: Программу оптимизации производства вы сами разработали или же обращались к сторонним специалистам?

Андрей Коваль: У меня три высших образования. Я немного технолог, немного конструктор, немного бухгалтер, немного коммерсант, немного начальник цеха. Знаю всего достаточно, чтобы принять решение. Следует отметить, что любая программа развития состоит из двух компонентов - организационные и инновационные методы. Около 80% результата дают именно организационные методы, о чем мы все забываем. Иначе говоря, правильная организация, правильные процедуры.

Traktorist.ua Просто я знаю пример иностранного производителя сельхозтехники, который нанял постороннюю фирму, которая полностью занималась изучением работы завода и затем предлагала им решения по оптимизации процессов...

Андрей Коваль: Это для ленивых. Сейчас предлагаются системы с уже прописанными процедурами, но не бывает универсального решения для всех предприятий, всегда есть нюансы. Поэтому руководство завода должно быть компетентным и заниматься построением эффективной системы управления.

Traktorist.ua Расскажите о проблемах завода. Осуществляется ли на ХТЗ давление со стороны государственных органов?

Андрей Коваль: Есть конкретный пример. ХТЗ расположен на территории 150 га. Нам досталась в наследство эта территория с цехами, эстакадами и всем остальным. Сейчас городские власти вешают на эту землю сумасшедший ценник. Нормативная оценка этого земельного участка составляет 1,3 млрд. грн. Оценивают ее с учетом плотности населения, метро, ​​подстанций, железнодорожных путей. В результате, с участка завод платит налог 3 млн грн/мес. То есть, я мог бы использовать эти деньги для нужд предприятия, модернизации и т.п., но городу безразлично - что завод, что торговый центр. Сделайте мне нормальный налог, дайте правильную оценку, сделайте правильный базис зачислений! Я не могу эту территорию сжать, а у города нет альтернативы для ее использования.

Traktorist.ua: А возможно ли часть территории сдать в аренду?

Андрей Коваль: Можно сдавать в аренду, в том числе цеха, но они заняты, хотя и не эффективно, но заняты. Чтобы переместить все, нужно время, средства, невозможно это сделать мгновенно.

Traktorist.ua: Вы как-то пытались контактировать с местными властями по этому вопросу?

Андрей Коваль: Мы контактируем, понимание проблемы есть, но нет законодательной базы. Индивидуальные льготы они никому дать не могут, кроме государственного предприятия.

Traktorist.ua: А если говорить не только о местной власти, но и вообще о проблемах в существовании завода, которые возникают на общегосударственном уровне?

Андрей Коваль: Есть мнение, что не надо компенсировать налоги, надо компенсировать стоимость техники. Мы же понимаем, что обязаны покупать газ и электроэнергию по завышенным ценам. Платим налог на землю. Кроме того, что платим ежемесячные отчисления в пенсионный фонд с зарплаты, мы еще и выплачиваем научные и льготные пенсии неизвестно каких периодов! Для завода это очень тяжелое финансовое бремя.

Traktorist.ua Несколько лет назад ХТЗ начал разработку первого электрического трактора Edison. Что сейчас с этим проектом?

Андрей Коваль: Сейчас у этого трактора нет никаких перспектив. Причина очень проста: фермеру трактор нужен с 6 утра до 10 вечера, к тому же, он должен работать, не останавливаясь.

Функционально эта идея пока не может быть реализована технически. Я не против инноваций, но давайте будем реалистами. Это как с идеей трактора на метановом двигателе: с дизеля на газ перейти - это интересно, но где же вы будете газом заправлять технику в хозяйстве?

Traktorist.ua: Последний вопрос: какая у вас мечта как у директора ХТЗ и просто как у человека?

Андрей Коваль: Моя мечта - чтобы завод работал эффективно, не нуждался в постоянном вмешательстве. Чтобы больше свободного времени оставалось для себя, для семьи, поскольку сейчас работаю без отпусков и выходных. Хочу видеть динамику, хочу, чтобы завод развивался. Всегда говорю: каждому человеку желаю приходить с работы уставшим, но счастливым. Это лучшее чувство, которое человек может испытать. Когда ты решил какую-то проблему, то это наивысшее удовольствие. Кстати, психологи сказали мне, что человек счастлив, когда она преодолевает себя. Деньги важной роли не играют. Я, когда пробежал полумарафон, был очень счастлив. Любое преодоление себя - это хорошо!

traktorist.ua

15.12.2017